navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Category:

Русский язык... мы теряем его!

Вчера беседовал с одним коллегой. Он пожаловался на то, что выпускные работы студентов, которые ему в этом году пришлось рецензировать, написаны плохим русским языком. Больше всего страдает стилистика, но в изобилии встречаются синтаксические и грамматические ошибки, несогласованные предложения, ошибки в падежах... Причем отнюдь не у двоечников, а у достаточно сильных студентов.

На самом деле, это явление я наблюдаю уже не первый год, и ситуация ухудшается на глазах. Читая одну из выпускных работ, я в какой-то момент поймал себя на мысли, что пытаюсь найти хоть один абзац без грубых ошибок. Не получилось. Причем автором работы был пусть не отличник, но "хорошист". Про курсовые работы я вообще лучше промолчу - иногда складывается впечатление, что их пишут люди, которые начали изучать русский язык год-полтора назад.

Почему это происходит и как с этим бороться?

На мой взгляд, источником бед является Интернет. Вернее, не "всемирная паутина" как таковая, а чтение форумов, заметок в социальных сетях, блогов... Короче говоря, всего того, что на языке профессионалов называется "нецензурируемыми источниками".

Изучение правил русского языка в школе только закладывает определенный фундамент, формирует шаблоны грамотности. Дальше эти шаблоны необходимо поддерживать, иначе они утрачиваются. Для этого есть только один способ: читать хорошие, качественные, грамотные тексты. Если человек много читает, он будет хорошо, красиво, грамотно писать. Если он попробует написать что-нибудь в стиле "ведение подобных мер" или "открыто недоверительные отношения", подсознание тут же включит "красную лампочку": это звучит не по-русски.

Если же человек читает преимущественно тексты, написанные с ошибками (что характерно для большинства записей в блогах, на форумах и т.д.), то шаблоны грамотности разрушаются. Я замечаю это по себе - сегодня мне гораздо чаще, чем десять лет назад, приходится задумываться над тем, как грамотно и красиво сформулировать свою мысль. Но я хотя бы задумываюсь, у меня загорается та самая "красная лампочка". У многих студентов она просто отсутствует - человек даже не ощущает своего косноязычия и очень удивляется, когда ему об этом говоришь.

Что делать в подобной ситуации? Своим студентам я даю простой совет: читать книги. Любые. Хоть художественные, хоть научно-популярные. Главное, чтобы они были написаны красивым, грамотным русским языком. Объем чтения - от тысячи страниц в месяц. Если человек читает нецензурируемые тексты в Интернете, эту дозу необходимо значительно увеличить. Другого способа я, честно говоря, не знаю.
Tags: преподавание
Subscribe

  • Синдром "обратного партизана"

    Есть у студентов - и не только у них, конечно, но я общаюсь в основном со студентами - одна особенность, которую я называю "синдромом обратного…

  • История в школе: мечты о светлом будущем

    Я периодически начинаю думать о тем, что и как нужно делать в светлом будущем, которое непременно наступит. Да, это такая форма эскапизма, я знаю. И…

  • Преподавание: пандемийный опыт

    В прошлой записи я не стал подробно писать о том, как Радаев в своей книге трактует опыт преподавания в условиях пандемии. В основном потому, что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments