navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Category:

Проблемы моих студентов. Часть 3. Медленное чтение

Очень распространенная не только среди студентов, но и в целом среди наших современников проблема - отсутствие навыка медленного чтения. Чтения неторопливого, вдумчивого, со стопроцентным пониманием смысла прочитанного, всех тонкостей и нюансов. В отличие от предыдущих проблем, причины здесь очевидны и лежат на поверхности.

Мы живем в эпоху информационного изобилия. Информация окружает нас со всех сторон, обработать ее качественно наш мозг просто не в состоянии. А справляться-то как-то надо! В результате у нас вырабатывается навык "чтения по диагонали", быстрого, поверхностного, цель которого - ухватить основной смысл текста, не вдумываясь в детали.

Сам по себе этот навык очень хорош. Без него нам в современном мире просто не выжить, и в большинстве случаев его достоинства перевешивают недостатки. Многие из текстов, которые встречаются нам в течение дня, действительно не заслуживают того, чтобы в них вчитываться. Разумеется, здесь важно уметь быстро выделить основное, самое важное в просматриваемом (чтением это иногда даже не назвать) тексте. Но этот навык у многих студентов как раз развит достаточно хорошо, по крайней мере, если речь идет о простых текстах.

Проблема заключается, однако, в том, что не все можно читать быстро и по диагонали. Классический пример - кредитный договор с его "мелким шрифтом". На удочку "мелкого шрифта" именно потому и попадаются, что привыкли любой текст читать поверхностно, особо не вдумываясь. А так во многих случаях делать категорически нельзя!

К каждому семинару по истории мои студенты должны прочесть несколько текстов. Не очень много - совокупный объем ридера не превышает 15 страниц. Главное условие - каждый из этих текстов нужно разобрать, что называется, по косточкам, понять и усвоить все нюансы. Об этом говорится с самого начала, и я повторяю это на каждом семинаре. И все же привычка к "быстрому чтению" оказывается сильнее.

Длинное и сложное предложение? Мысленно упростим его! И неважно, что при этом потеряются важные нюансы, которые при ближайшем рассмотрении меняют смысл всей фразы.
Встретилось незнакомое слово? Тем хуже для этого слова! Не лезть же в словарь, в самом деле. Примерный смысл понятен из контекста, а дальше хоть трава не расти.
Попался незнакомый топоним, важный для понимания общего смысла? Кто сказал "посмотреть на карте"? Нашли дурачков! Просто продолжаем чтение!
И так далее.

Выход в данной ситуации один - сознательными усилиями построить у себя в голове "коробку передач" с разными скоростями, которая позволит в зависимости от текста включать навык "быстрого" или "медленного" чтения. Сказать это проще, чем сделать, разумеется, но ничего особенно сложного я в этом тоже не вижу.
Tags: преподавание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 37 comments