navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Category:

Что может преподаватель?

Как-то раз один мой бывший однокурсник разместил на своей страничке в социальной сети письмо (возможно, апокрифичное) Авраама Линкольна школьному учителю своего сына. В письме Линкольн рассказывал, каким человеком он хотел бы видеть отпрыска, и просил учителя воспитать его именно таким. Я наполовину в шутку, наполовину всерьез написал в комментариях: "С той поры и пошла у родителей традиция перекладывать ответственность за воспитание своих детей на школу". Одна дама-психолог немедленно откликнулась, заявив, что я глубоко неправ, именно школа и должна воспитывать детей, ведь учителя-де проводят с учениками больше времени, чем родители. Завязалась долгая дискуссия, в ходе которой мы с моим однокурсником (он, кстати, к системе образования никакого отношения не имеет) доказывали даме, что воспитывать ребенка должны в первую очередь родители, а возможности школьного учителя в этой сфере являются весьма ограниченными по вполне объективным причинам.

Как часто бывает, каждый остался при своем мнении. Однако эта дискуссия заставила меня задуматься над вопросом - а какие возможности повлиять на развитие наших студентов имеются у нас, преподавателей вузов, помимо передачи неких профессиональных знаний/умений/навыков, составляющих основное содержание наших курсов? Грубо говоря, могу ли я, преподавая историю международных отношений, научить студентов чему-то, кроме истории?

Полного и окончательного ответа на этот вопрос у меня нет - не в последнюю очередь потому, что я далеко не всегда могу получить качественную обратную связь. Есть только определенные наметки.

На мой взгляд, возможности существуют как в сфере обучения, так и в сфере воспитания. Начну со второй. Здесь едва ли не единственный путь - это воспитание собственным примером. Преподаватель может своими действиями демонстрировать студенту определенные стандарты научной работы, преподавания, определенные этические нормы (например, этику ведения дискуссии). Насколько успешной окажется эта воспитательная работа - зависит во многом от харизмы конкретного преподавателя. Сложность здесь в том, что преподавателю нужно действительно быть своего рода образцом, а не просто казаться им. Фальшь считывается довольно быстро.

Теперь к вопросу о том, чему можно научить студента. Самый простой и короткий ответ - думать. Сказать это легко; сделать, опять же, гораздо сложнее. По идее, изучение любого предмета является своего рода упражнением для мозга. И, тем не менее, во многих случаях можно добиться большего, если целенаправленно организовать учебный процесс таким образом, чтобы студент приобретал (и развивал) определенные навыки, необходимые за рамками конкретной дисциплины. Например, навыки критического мышления, публичных выступлений и так далее. Да, как показывают исследования, специальный курс, например, критического мышления гораздо эффективнее, чем преподавание элементов критического мышления в рамках курсов, посвященных другим предметам. Но исходить нужно из того, что есть - курсов критического мышления, логики, риторики и т.п. у нас в подавляющем большинстве учебных планов нет и не предвидится.

Возможности преподавателя в этой сфере зависят от того, насколько тесно он взаимодействует со студентом. Наибольший простор для деятельности - в отношении студентов, находящихся под его научным руководством. Это очень хорошо отражает немецкий термин, которым обозначают научного руководителя аспиранта: "Doktorvater" - в вольном переводе на русский "научный отец". Значительно меньше возможностей у преподавателя, ведущего семинарские занятия или читающего лекции в небольших группах, еще меньше - у того, кто читает лекции на потоке. Тем не менее, и в последнем случае определенные рычаги имеются, вопрос лишь в том, захочет/сможет ли преподаватель ими воспользоваться.

Разумеется, эффективность усилий преподавателя сильно зависит от контекста, от окружающих его людей и структур - коллег, вуза, самих студентов... Преувеличивать возможности каждого из нас не стоит. Но и преуменьшать их тоже не нужно. Нужно просто задуматься над тем, что и как каждый из нас может дать студенту помимо знаний по конкретному предмету - и экспериментировать, экспериментировать, экспериментировать.
Tags: преподавание
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 61 comments