Разумеется, для того, чтобы что-то оценить, нам нужна точка отсчета, нужно сравнение. Зарубежные страны естественным путем напрашиваются на роль объектов для такого сопоставления. Однако у нас сравнение с "заграницей" очень часто превращается в самоцель. Оно служит для того, чтобы доказать, что у нас "все плохо" или, наоборот, "все хорошо". В одном случае мы в итоге склонны к слепому копированию зарубежного опыта, в другом - высокомерно его отвергаем.
Разумеется, все это не значит, что нужно отказаться от сравнения совсем. Нужно просто помнить два простых и очевидных правила, которыми, однако, сплошь и рядом пренебрегают:
1. Сравнивать сопоставимое
2. Четко формулировать цель и критерии сравнения.
Например, с большой осторожностью нужно сравнивать Россию со странами, которые отличаются от нее чуть менее чем полностью. Например, с другими государствами, живущими за счет экспорта углеводородов, вроде Объединенных Арабских Эмиратов. Возможно, доходы от добычи нефти там используются несколько иначе, чем в России. Однако о многом ли это говорит, если перед нами - две объективно совершенно разных страны, у которых нет ровным счетом ничего общего, кроме той самой нефти?
Но там, где объекты сравнения вполне сопоставимы, оно уместно и приносит пользу. Например, если выяснится, что финны в финской Карелии строят дороги втрое дешевле и вдвое прочнее, чем российские строители в российской Карелии, я вправе задаться вопросом "какого черта?" Дело тут явно не в природных особенностях.
Теперь по поводу цели сравнения. Стандартная цель в данном случае - это выявление возможностей для совершенствования каких-то сторон нашей российской реальности. Например, вот так организуют дорожное движение в Германии. Какие есть плюсы и минусы? Что из этого подходит и что не подходит для нашей страны? Что у нас сделано плохо и неправильно? Что мы можем адаптировать к нашей реальности? Какова стоимость адаптации и какой эффект это даст?
Сравнение ни в коем случае не может быть средством оправдания собственных недостатков. Так, критикам нашей системы образования часто возражают, что в Европе в этой сфере тоже не все гладко. Это правда, но как это оправдывает наших чиновников? Что, если мой сосед бьет жену и выкидывает мусор в окно, мне тоже можно? Система образования должна развиваться в соответствии с поставленными перед ней целями и задачами, а не в соответствии с тем, что происходит за рубежом. Зарубежный опыт может пригодиться для более точной формулировки целей и задач и поиска путей их решения, но не для слепого копирования, поиска оправданий или самоуспокоения.