navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Category:

Образовательная какофония

Что представляет собой результат образовательной деятельности высшей школы? Можно сказать, что выпускник становится обладателем высшего образования определенного профиля. Можно назвать "продукцией" вуза самого выпускника - специалиста в некой области. Какую бы точку зрения мы ни приняли, получается, что в итоге вуз должен сформировать некий целостный продукт, некую единую систему знаний, умений и навыков в голове студента.

Однако для этого необходимо, чтобы сам образовательный процесс представлял собой единую систему, где каждый элемент (предмет) выполняет определенную функцию в составе целого. Коллектив образовательной программы должен при этом действовать как симфонический оркестр, где каждый играет по своим нотам и на своем инструменте, но в рамках общей симфонии.

Между тем, вместо симфонии мы сплошь и рядом получаем какофонию. Почему?

Целостность и системность образовательной программы в наибольшей степени проявляется на этапе составления учебного плана. Именно здесь определяется, какие предметы, в каких формах, в каком объеме и в какой последовательности будут преподаваться. По идее, учебный план составляется исходя из целей и задач образовательной программы в целом. Я сейчас не беру распространенные (увы) ситуации, когда предметы включаются по принципу "А вот у нас работает доцент Иванов, ему нужна нагрузка, а он ничего больше читать не умеет". Все-таки в большинстве случаев составители учебного плана не теряют из вида учебный процесс как единое целое. Однако дальше обычно ситуация меняется.

После составления учебного плана предметы распределяются между отдельными кафедрами и далее преподавателями. И вот здесь начинается полная феодальная раздробленность. Дело в том, что среднестатистический преподаватель остается один на один со своим предметом, весьма смутно представляя себе его место в общей системе. Здесь, наверное, правильно было бы одновременно с составлением учебного плана писать обширные комментарии по поводу каждого предмета, разъясняя его значение как элемента образовательной программы, как части единого целого, и потом доводить их до сведения преподавателей. На практике никто подобными вещами не занимается. Каждый преподаватель самостоятельно составляет программу учебной дисциплины исходя из своего собственного представления о ее целях и задачах.

Попыток увязать свой предмет с другими обычно не происходит. Более того, многие преподаватели весьма смутно представляют себе, что происходит за пределами их лекций и семинаров. Они словно живут на одиноком острове среди пустынных волн, куда время от времени причаливает корабль со студентами. Откуда приплыли эти студенты, что они видели на других островах - неважно. Преподаватель плохо знает не только содержание учебного плана в целом, но и набор предметов в том семестре, в котором он читает свои лекции / ведет семинары.

Это дополняется неразвитой системой "горизонтальных" связей между преподавателями. Во многих вузах не принято интересоваться, что и как читают твои коллеги твоим же студентам. Преподаватели редко пытаются согласовать между собой содержание разных курсов, сделать так, чтобы усвоенное в рамках одного предмета использовалось в другом. Отсюда частые повторы одних и тех же вещей. Помню, как однажды при тотальной проверке программ учебных дисциплин выяснилось, что студентам читаются четыре предмета под разными названиями, содержание которых совпадает на 90%. Выяснилось это благодаря неравнодушному и дотошному руководителю, который не поленился проделать гигантскую бумажную работу - явление, прямо скажем, не слишком распространенное.

В итоге вместо единой образовательной программы в наших вузах зачастую получается набор слабо связанных между собой курсов, что, естественно, не может не сказаться на конечном результате.
Tags: высшее образование
Subscribe

  • Историк, блог и плагиат

    Многие мои читатели могут подумать, что я пишу по горячим следам нашумевшей истории с одним романом. Нет, ничего подобного. Этот роман меня…

  • Три головы историка

    Ровно 150 лет назад, 18 января 1871 года, в Версальском дворце прусский король Вильгельм I был торжественно провозглашен германским императором. Об…

  • Архивная география, или когда Берлин ближе Москвы

    В одном из комментариев к моим размышлениям, чем бы мне таким заняться после окончания проекта "Россия глазами Бисмарка", мне задали вопрос, почему я…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 31 comments

  • Историк, блог и плагиат

    Многие мои читатели могут подумать, что я пишу по горячим следам нашумевшей истории с одним романом. Нет, ничего подобного. Этот роман меня…

  • Три головы историка

    Ровно 150 лет назад, 18 января 1871 года, в Версальском дворце прусский король Вильгельм I был торжественно провозглашен германским императором. Об…

  • Архивная география, или когда Берлин ближе Москвы

    В одном из комментариев к моим размышлениям, чем бы мне таким заняться после окончания проекта "Россия глазами Бисмарка", мне задали вопрос, почему я…