navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Category:

Преподавание критического мышления: организация

Вчера, сравнивая критическое мышление с карате, я волей-неволей затронул вопрос организации преподавания этого "ментального боевого искусства". Проблема очень сложная - по крайней мере, идеального решения пока не удалось найти никому. Зато можно с уверенностью говорить о том, как НЕ надо преподавать критическое мышление.

Если бы завтра увидел свет президентский указ о том, что во всех российских вузах курс критического мышления становится обязательной составляющей учебного плана, это вызвало бы у меня весьма смешанные чувства. При том, что я считаю критическое мышление архиважным для студентов. Потому что впихнуть этот предмет в традиционную схему "поточные лекции + семинары, куда назначают преподавателей, которым просто не хватает другой нагрузки" - значит убить всю идею на корню. Кому-то, конечно, даже в такой форме занятия принесут пользу, но не меньше будет и тех, у кого в результате выработается стойкое отвращение к самой идее критического мышления. Собственно, именно это происходит сегодня с курсами психологии на гуманитарных факультетах.

Так как же встроить курс критического мышления в нашу систему высшего образования? Я не знаю. С одной стороны, критическое мышление необходимо всем. С другой - более-менее эффективный результат даст, на мой взгляд, только факультатив, куда будут ходить мотивированные и где у преподавателя будет значительная степень свободы от формальных рамок учебного процесса. Подобного рода сложности можно перечислять и дальше, поэтому в дальнейшем я абстрагируюсь от нашей системы высшего образования и поговорю о том, как можно организовать преподавание критического мышления в абстрактной организации (факультатив в вузе, курсы в рамках негосударственного образовательного учреждения, повышение квалификации на фирме и т.п.).

Во-первых, конечно же, никаких лекций-монологов. Только интерактив, только постоянный диалог преподавателя и учеников.

Во-вторых, группы должны быть небольшими. Во многих западных вузах преподавание осуществляется в группах по 20-25 человек. На мой взгляд, число учеников должно быть в полтора-два раза мньше. Я не готов обосновать это рационально, это мое интуитивное предположение, основанное на опыте преподавания других дисциплин. Его, конечно, надо проверить на практике.

Очень серьезная проблема - продолжительность курса. В идеале ученики должны посещать занятия по критическому мышлению год за годом, по аналогии с карате или иностранным языком. Однако в реальных условиях будет возможен, скорее всего, только довольно ограниченный по времени курс. Поэтому особенно важной становится выработка навыков самостоятельной работы учеников. Это относится к числу ключевых задач преподавателя - не просто чему-то научить в течение ограниченного периода времени, но и пробудить интерес к дальнейшему самостоятельному обучению. Без этого все остальное в значительной степени теряет смысл.

Естественно, должны присутствовать механизмы, которые способствуют этому дальнейшему обучению и постоянным тренировкам. К их числу относятся, во-первых, электронные учебные материалы различного рода, рассчитанные на "продвинутых" учеников. Во-вторых, можно использовать распространенный прием, когда после окончания курса ученик становится членом сообщества, в рамках которого общается на тему критического мышления со своими товарищами и преподавателем. В рамках этого сообщества могут регулярно проводиться "продвинутые" дополнительные курсы.
Tags: критическое мышление
Subscribe

  • День победы - 1871

    Первые победы германской армии в августе 1870 года вызвали всплеск энтузиазма в немецких городах и селах. Праздничная иллюминация, колокольный звон,…

  • Падение на Родину, или долгий путь домой

    Война закончена, подписан мир. А что же дальше? По мановению волшебной палочки все возвращаются к обычной мирной жизни? Как бы не так! Для солдат и…

  • Как победить гидру?

    Стоит отрубить одну голову - на ее месте вырастают две. Именно так выглядела война с республиканскими армиями в глазах немецкого командования…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 47 comments

  • День победы - 1871

    Первые победы германской армии в августе 1870 года вызвали всплеск энтузиазма в немецких городах и селах. Праздничная иллюминация, колокольный звон,…

  • Падение на Родину, или долгий путь домой

    Война закончена, подписан мир. А что же дальше? По мановению волшебной палочки все возвращаются к обычной мирной жизни? Как бы не так! Для солдат и…

  • Как победить гидру?

    Стоит отрубить одну голову - на ее месте вырастают две. Именно так выглядела война с республиканскими армиями в глазах немецкого командования…