Встает извечный вопрос: на кого ориентироваться преподавателю? На "слабых" или на "сильных"? Общепризнанного ответа на этот вопрос не существует, поскольку каждый подход имеет как достоинства, так и недостатки. Мне встречались следующие (явно или неявно выраженные) основные варианты:
1. Ориентация на слабых. Цель - чтобы каждый в аудитории освоил предмет на каком-то минимальном уровне. Сильные справятся сами, а слабых надо тянуть. Недостаток очевиден: лучшим студентам в аудитории быстро становится скучно, никакой пользы они от занятия не получают.
2. Ориентация на сильных. Цель - учить тех, кому это действительно интересно и кто способен работать на высоком уровне. "Здесь не детский сад, мы работаем только с мотивированными и способными". В итоге, однако, сплошь и рядом возникает ситуация, когда занятия в семинарской группе проводятся для двух-трех человек, остальные два десятка оказываются выключенными из процесса: сначала по факту, потом "отключаются" сами.
3. Ориентация на "середняка", когда преподаватель примерно определяет средний уровень группы и ведет занятия соответствующим образом. Это уже лучше, чем пункт 1, но проблема с о "скучающими сильными" остается.
4. Ориентация на "планку". В этом случае преподаватель ведет занятия по стандартной схеме без учета особенностей конкретной группы. Идея заключается в том, что результатом курса должен стать определенный уровень знаний и умений, достигнутый студентом. Кто может - достигает, кто не может - не достигает, кто уже изначально на этом уровне - молодец, сиди читай книжку в уголке. Проблема та же, что и в предыдущем пункте.
Как отвечаю на этот вопрос я? Хочу сделать два вводных замечания:
1. Идеального ответа не существует.
2. Я считаю, что работа с "сильным" студентом важнее, чем работа со "слабым", однако это не значит, что "слабых" студентов и тем более "середнячков" можно игнорировать.
Итак: если условно разделить студентов, сидящих в аудитории, по уровню способностей и подготовки на четыре части, то в качестве ориентира следует взять, на мой взгляд, третью четверть, то есть уровень выше среднего, но не самый высокий. Естественно, такое разделение может быть только очень примерным и условным. Естественно, не нужно задумываться о том, к какой "четверти" относится конкретный студент Вася. Естественно, ни о какой точности в данном случае не может быть и речи.
Но она и не нужна! Более того, в данном случае просто необходимо определенное "рассеивание" - чтобы некоторые задания были сложнее целевого уровня (и развивали самых сильных), а некоторые - проще (и тем самым не давали выпасть из процесса тем, кто слабее "середнячков", но все-таки не на нулевой отметке).
Это важно: задания и вопросы должны быть разной степени сложности, рассчитанные на разный уровень подготовки. Только так занятие может стать полезным для максимального числа студентов. Но "яблочко мишени", средний уровень заданий должен соответствовать уровню той самой "третьей четверти".