navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Categories:

Цифровое невежество

Одна из наиболее распространенных проблем современного человека - "цифровое невежество". На английском этот феномен называется innumeracy (по аналогии с неграмотностью - illiteracy). Суть "цифрового невежества" в том, что человек не понимает простейших правил математики и готов поверить в самые дикие и абсурдные числа.

Пример: в одном авторитетном американском журнале в 1995 году была опубликована следующая фраза: "Число детей, убитых с помощью огнестрельного оружия, ежегодно удваивается начиная с 1950 года". Эти данные в последующие годы приводились в других статьях, выступлениях, даже научных работах.

Никто не задумался о том, что это попросту невозможно. Допустим, в 1950 году в США был застрелен один ребенок. Значит, в 1951 году их было уже двое, в 1952 году - четверо... Пока немного, да? Но уже к 1965 году число убитых детей должно было превысить 32 тысячи (за весь этот год в США было зарегистрировано в общей сложности менее 10 тысяч убийств). К 1970 году число жертв должно было превысить один миллион, к 1980 году - один миллиард (что в разы превышает численность населения США). В 1995 году количество детей, погибших от огнестрельного оружия, должно было бы составить около 35 триллионов человек.

Откуда же взялось абсурдное утверждение? Дело в том, что в 1994 году была опубликована статистика, согласно которой количество детей - жертв огнестрельного оружия удвоилось по сравнению с 1950 годом. Дополнение "каждый год" являлось продуктом творчества журналиста - который не заметил ровным счетом ничего странного, как и его многочисленные читатели.

(По материалам Best J. Damned Lies and Statistics. 2012)
Tags: критическое мышление
Subscribe

  • Профессор и стрельба

    В соцсетях активно обсуждают пермского профессора, который продолжил читать лекцию под звуки выстрелов. И я вот задумался: а что бы сделал я на его…

  • Пятнадцать за пятнадцать, или лучше меньше, да лучше

    Из любопытства сел и посчитал - получилось, что на нынешнем месте работы за пятнадцать лет я преподавал в общей сложности пятнадцать разных предметов…

  • Когда количество переходит в халтуру?

    Мои размышления о двадцати парах в неделю получили неожиданное (а точнее, вполне ожидаемое) продолжение. На днях стало известно количество…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 20 comments

  • Профессор и стрельба

    В соцсетях активно обсуждают пермского профессора, который продолжил читать лекцию под звуки выстрелов. И я вот задумался: а что бы сделал я на его…

  • Пятнадцать за пятнадцать, или лучше меньше, да лучше

    Из любопытства сел и посчитал - получилось, что на нынешнем месте работы за пятнадцать лет я преподавал в общей сложности пятнадцать разных предметов…

  • Когда количество переходит в халтуру?

    Мои размышления о двадцати парах в неделю получили неожиданное (а точнее, вполне ожидаемое) продолжение. На днях стало известно количество…