Если вдуматься, в этом нет вообще никакой логики. Казалось бы, пришли пять человек из двадцати - так надо похвалить их за то, что они, в отличие от остальных пятнадцати, добрались до аудитории. Но нет - пятерка храбрых вынуждена принимать на себя волну вербальной агрессии, словно они в ответе за тех, кто предпочел остаться дома. Негатив, предназначенный для "прогульщиков", выливается на головы дисциплинированных студентов - а те, для кого он предназначен, находятся в полной безопасности. Естественно, настроения пришедшим на пару это не добавляет.
В чем же причина столь вопиюще нелогичного поведения поведения преподавателей (а ведь грешат подобным многие коллеги)? Может, они рассчитывают на то, что присутствующие бережно донесут их гнев до отсутствующих? Действительно, так многие объяснят свои действия, если их спросить напрямую. Но в реальности это не более чем попытка задним числом придумать рациональное оправдание импульсивным поступкам.
На самом деле, причина в другом. Причина в подсознательном стремлении воспринимать объединенную чем-то группу лиц (в данном случае - студенческую группу) как один организм. Грубо говоря, в подсознании преподавателя на занятие приходит не пять студентов из двадцати, а четверть организма под названием "группа". А в этом случае вполне логично (опять же, на подсознательном уровне) словесно выпороть эту четверть, чтобы в следующий раз организм заявился целиком.
Гомогенизация групп людей, объединенных каким-либо общим признаком - мощный механизм, работающий на подсознательном уровне. Поэтому полезно время от времени напоминать себе, что любой коллектив - это не многоголовая гидра, и каждый человек в нем индивидуален.