navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Category:

Курс критического мышления: структура

Этой зимой я много думал над тем, каким должен быть курс критического мышления, рассчитанный на студентов бакалавриата. Понятно, что в современном российском вузе он может присутствовать только в качестве факультатива (и слава богу). Это дает возможность не адаптировать его к существующим структурам (количество часов в семестре, размер групп и т.п.) и дает определенную свободу творчества.

Очевидно, что критическому мышлению невозможно научить, читая лекции, поэтому занятия должны (обязаны!) быть интерактивными. В условиях добровольного набора студентов все участники отличаются высокой мотивацией, соответственно, каждый должен получить возможность принимать полноценное участие в дискуссиях и выполнении заданий. Это накладывает жесткие ограничения на размер группы: 12 человек - потолок.

Теперь непосредственно к структуре. В первую очередь хотелось бы вспомнить классическое определение Энниса: "Critical thinking is reasonable reflective thinking that is focused on deciding what to believe or do". Соответственно, мы автоматически получаем два блока - "во что верить" и "что делать". Иначе говоря, работа с информацией и принятие решений.

Но начинать надо все-таки не с этого На мой взгляд, курс критического мышления должен состоять из трех ключевых блоков:
- Психология мышления (20-25% общего объема курса). Основная суть - показать, чем "критическое" мышление отличается от "некритического" и почему человеку свойственно мыслить "некритически". Обучающийся должен получить определенные знания и навыки, необходимые ему для осознанной рефлексии, которая является непременной предпосылкой критического мышления (см. определение Энниса).
- Работа с информацией (около 50% от общего объема курса). Собственно, это то, чем ограничиваются многие учебники критического мышления. Сюда попадают, среди прочего, анализ текстов, логические ошибки, работа со статистикой и т.д. и т.п.
- Принятие решений и решение проблем (25-30% от общего объема курса). Сюда же относится подготовка текстов (устных и письменных) и ведение дискуссий - по крайней мере то, что напрямую связано с критическим мышлением (пытаться вбить сюда курс риторики не очень правильно, это должен быть отдельный предмет).

Общая продолжительность курса - вопрос для меня открытый. Я экспериментирую с курсом в 24 академических часа (12 "пар"), но этого, судя по всему, недостаточно.
Tags: критическое мышление
Subscribe

  • День победы - 1871

    Первые победы германской армии в августе 1870 года вызвали всплеск энтузиазма в немецких городах и селах. Праздничная иллюминация, колокольный звон,…

  • Падение на Родину, или долгий путь домой

    Война закончена, подписан мир. А что же дальше? По мановению волшебной палочки все возвращаются к обычной мирной жизни? Как бы не так! Для солдат и…

  • Как победить гидру?

    Стоит отрубить одну голову - на ее месте вырастают две. Именно так выглядела война с республиканскими армиями в глазах немецкого командования…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 18 comments

  • День победы - 1871

    Первые победы германской армии в августе 1870 года вызвали всплеск энтузиазма в немецких городах и селах. Праздничная иллюминация, колокольный звон,…

  • Падение на Родину, или долгий путь домой

    Война закончена, подписан мир. А что же дальше? По мановению волшебной палочки все возвращаются к обычной мирной жизни? Как бы не так! Для солдат и…

  • Как победить гидру?

    Стоит отрубить одну голову - на ее месте вырастают две. Именно так выглядела война с республиканскими армиями в глазах немецкого командования…