Очевидно, что критическому мышлению невозможно научить, читая лекции, поэтому занятия должны (обязаны!) быть интерактивными. В условиях добровольного набора студентов все участники отличаются высокой мотивацией, соответственно, каждый должен получить возможность принимать полноценное участие в дискуссиях и выполнении заданий. Это накладывает жесткие ограничения на размер группы: 12 человек - потолок.
Теперь непосредственно к структуре. В первую очередь хотелось бы вспомнить классическое определение Энниса: "Critical thinking is reasonable reflective thinking that is focused on deciding what to believe or do". Соответственно, мы автоматически получаем два блока - "во что верить" и "что делать". Иначе говоря, работа с информацией и принятие решений.
Но начинать надо все-таки не с этого На мой взгляд, курс критического мышления должен состоять из трех ключевых блоков:
- Психология мышления (20-25% общего объема курса). Основная суть - показать, чем "критическое" мышление отличается от "некритического" и почему человеку свойственно мыслить "некритически". Обучающийся должен получить определенные знания и навыки, необходимые ему для осознанной рефлексии, которая является непременной предпосылкой критического мышления (см. определение Энниса).
- Работа с информацией (около 50% от общего объема курса). Собственно, это то, чем ограничиваются многие учебники критического мышления. Сюда попадают, среди прочего, анализ текстов, логические ошибки, работа со статистикой и т.д. и т.п.
- Принятие решений и решение проблем (25-30% от общего объема курса). Сюда же относится подготовка текстов (устных и письменных) и ведение дискуссий - по крайней мере то, что напрямую связано с критическим мышлением (пытаться вбить сюда курс риторики не очень правильно, это должен быть отдельный предмет).
Общая продолжительность курса - вопрос для меня открытый. Я экспериментирую с курсом в 24 академических часа (12 "пар"), но этого, судя по всему, недостаточно.