navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Categories:

Студенческий ореол

Пару дней назад я написал о довольно распространенном среди преподавателей когнитивном искажении - студенческая группа подсознательно воспринимается как единый организм, как некая многоголовая гидра. Сегодня обратим внимание на другое широко распространенное явление - так называемый "эффект ореола".

Нежно любимый мной Канеман пишет об этом явлении следующее:

Склонность хорошо (или плохо) воспринимать в человеке всё, включая то, чего вы не видели, называется эффектом ореола.

Вы встречаетесь на вечеринке с привлекательной и общительной женщиной по имени Джоан. Потом ее имя всплывает в разговоре о взносах на благотворительность. Что вы знаете о щедрости Джоан? Правильный ответ – почти ничего, поскольку нет оснований считать, что приятные в общении люди являются щедрыми жертвователями. Но Джоан вам нравится, и, думая о ней, вы чувствуете, что она вам симпатична. Вдобавок вам нравится щедрость и щедрые люди. По ассоциации вы теперь предрасположены считать, что Джоан – щедрая. В результате этого нового убеждения Джоан нравится вам даже больше прежнего, потому что вы прибавили ей новое приятное качество.

В истории про Джоан нет истинных свидетельств ее щедрости, и пробел заполняется догадкой, возникающей в соответствии с вашей эмоциональной реакцией. В других ситуациях сведения накапливаются постепенно, и их интерпретация определяется эмоцией, связанной с первым впечатлением.


Иначе говоря, мы судим о человеке по первому, заведомо неполному впечатлению и "дорисовываем" неизвестную нам информацию, пока картинка не становится завершенной. Наше подсознание считает, что "в человеке все должно быть прекрасно" - или наоборот.

Как это проявляется у многих преподавателей? Очень просто. Целостный образ студента формируется на основании его успехов в той сфере, в которой преподаватель с ним обычно контактирует - освоении конкретной учебной дисциплины. В результате сплошь и рядом формируются поспешные обобщения, которые, если вдуматься, не имеют под собой реальной основы.

Примеры:
- Студент плохо знает предмет - "студент глупый"
- Студент не проявил должного усердия в освоении данного предмета - "студент ленивый"
- Студент редко посещал занятия - "студент вообще не хочет учиться".
В наиболее острой форме преподаватель начинает воспринимать студентов, не проявивших должного почтения к его предмету, едва ли не как своих личных врагов. Повторюсь - я сейчас говорю о ситуации, когда студент не сделал лично преподавателю ничего плохого. Не хамил, не писал жалобы под надуманными предлогами. Просто не ходил на занятия и явился на экзамен плохо подготовленным.

Оговорюсь: любой опытный преподаватель знает, что между успехами студентов в освоении конкретного предмета и их способностями и мотивацией в целом существует определенная корреляция. Проще говоря, если студент ничего не выучил и получил "двойку" на конкретном экзамене, вероятность того, что он двоечник "по жизни", выше. Однако превращать эту корреляцию в общее правило - грубейшая ошибка.

Причины, по которым умный и талантливый студент плохо проявил себя в рамках конкретного предмета, могут быть самыми разными. Возможно, ему просто неинтересен сам предмет (упрекать его в этом, особенно если дисциплина не является профильной, было бы странно). Возможно, у него какой-то личный кризис, заставивший временно забросить все. Может, его позвали в интересный проект и он просто не успевает делать все одновременно. Кто знает?

Отношение студента к конкретному предмету как таковое говорит только об отношении к конкретному предмету, и больше ни о чем. Оно ничего не говорит о том, умный перед нами студент или глупый, и тем более - хороший он человек или плохой.
Tags: преподавание
Subscribe

  • Апрель. Пробуждение.

    Вот и настал апрель. Пробуждается природа... Какая, к черту, природа? Студенты пробуждаются. Студенты! Со своими курсовыми и выпускными работами.…

  • Год на дистанции

    Примерно в эти дни год назад в нашу жизнь вошло дистанционное преподавание. Помню как сейчас: в пятницу, 13-го мы до позднего вечера принимали…

  • Древнегреческие отмазки

    Контрольные работы... Сколько чудесных, захватывающих историй мне довелось выслушать благодаря им за свою преподавательскую карьеру! Историй о…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 23 comments

  • Апрель. Пробуждение.

    Вот и настал апрель. Пробуждается природа... Какая, к черту, природа? Студенты пробуждаются. Студенты! Со своими курсовыми и выпускными работами.…

  • Год на дистанции

    Примерно в эти дни год назад в нашу жизнь вошло дистанционное преподавание. Помню как сейчас: в пятницу, 13-го мы до позднего вечера принимали…

  • Древнегреческие отмазки

    Контрольные работы... Сколько чудесных, захватывающих историй мне довелось выслушать благодаря им за свою преподавательскую карьеру! Историй о…