Дело в том, что данные апокрифы полностью отсутствуют в произведениях советского периода. Так, их не упоминает в обширном предисловии к первому русскому изданию мемуаров Бисмарка советский историк-германист А.С. Ерусалимский. Нет их и в написанном им же очерке внешней политики «железного канцлера». Между тем, в обеих работах Ерусалимский уделяет большое внимание политике Бисмарка в отношении России. Не встречаются апокрифы и в первой отечественной научной биографии Бисмарка, принадлежащей перу В.В. Чубинского. Не вкладывает эти фразы в уста своего героя и В. Пикуль в знаменитом романе «Битва железных канцлеров», увидевшем свет в 1977 году. Между тем, именно там подобные слова были бы весьма кстати – Пикуль рисует Бисмарка как политика, завещавшего своим преемникам сохранять хорошие отношения с Россией и ни в коем случае не воевать с ней, понимавшего ее мощь и потенциал. В связи с этим можно сделать обоснованный вывод, что на момент написания романа апокрифов еще не существовало.
Однако ответ на вопрос о том, кто и когда придумал эти апокрифы, не так важен. Гораздо важнее, на мой взгляд, разобраться в причинах высокой популярности в нашей стране апокрифов, приписываемых именно Отто фон Бисмарку.
На мой взгляд, наиболее обоснованной представляется следующая гипотеза. В массовом сознании исторические фигуры, в том числе зарубежные государственные и военные деятели, обычно относятся к нескольким стереотипным категориям. Существует, к примеру, категория «смертельных врагов», главной целью которых является уничтожение России (наиболее очевидным примером является Адольф Гитлер). Наряду с ним существует другой тип, который можно назвать «не-другом». К этому типу в массовом сознании относятся зарубежные государственные и военные деятели, которые не были друзьями России и относились к ней в целом негативно, однако уважали, побаивались и иногда даже невольно восхищались выдающимися качествами страны и народа. В силу того, что это уважение и восхищение не было основано на симпатии, оно предстает в качестве в высшей степени объективного суждения. Из числа крупных государственных деятелей прошлого в этой категории в российском массовом сознании находятся две фигуры: Уинстон Черчилль и Отто фон Бисмарк. Их объединяет то, что они, с одной стороны, относились к числу наиболее выдающихся лидеров своего времени, с другой, их деятельность была тесно связана с Россией. Именно поэтому в уста как Бисмарка, так и Черчилля в нашей стране вкладывается большое количество фраз, которых они в реальности не произносили.