navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Categories:

"Учили меня отец мой и мать"

Существует одна довольно распространенная логическая ошибка, которая, тем не менее, редко становится объектом анализа. Я бы назвал ее "апелляция к воспитанию". Речь идет о ситуации, когда человек считает что-то правильным, потому что его так научили в детстве и он верил в это долгие годы.

Пример:
- Почему ты считаешь, что обливаться ледяной водой полезно для укрепления иммунитета?
- Ну, меня так в детстве научили, и я всегда так делал.

Здесь имеется одна тонкость: ответ вполне корректный, если разговор идет о причинах формирования той или иной точки зрения. Однако очень часто фраза "меня так научили родители" используется в качестве аргумента в пользу тезиса.

По сути, этот аргумент является смесью двух распространенных логических ошибок. Это - апелляция к авторитету (того, кто научил) и апелляция к традиции (точка зрения существует уже давно и прошла проверку временем). Соответственно, сочетание этих двух факторов и придает аргументу мнимую силу.

Еще один пример, на сей раз - фраза из реальной дискуссии: "Есть друзья, а есть враги. И все. Меня так еще в детском саду научили". Мне хотелось ответить, что, по всей видимости, развитие моего оппонента так и остановилось на уровне детского сада, но я просто прекратил дискуссию в силу ее бессмысленности. Однако здесь важно то, что человек искренне считал ссылку на детский сад убедительным доводом.

Этот пример демонстрирует еще одну особенность "апелляции к воспитанию": на подобный аргумент очень трудно ответить корректно. К примеру, если Ваш собеседник заявляет Вам: "Земля плоская, меня так родители научили", то вся палитра возможных прямых ответов сводится, по сути, к утверждению "Твои родители - дураки". Эта мысль может быть сформулирована с различной степенью вежливости, но смысл остается неизменным. Такой довод в 99,9% случаев автоматически переводит дискуссию на уровень перебранки. Именно поэтому люди, желающие избежать подобного развития ситуации, часто испытывают сложности с опровержением "апелляции к воспитанию". А это, в свою очередь, усиливает мнимую убедительность аргумента.
Tags: критическое мышление
Subscribe

  • И снова об истории

    Много раз уже об этом писал, но оно никак не желает устаревать. Сначала некоторые граждане говорят: "История - это не наука, ее переписывают все,…

  • О научной новизне, или there and back again

    Обязательный признак научной работы - она должна обладать научной новизной, то есть что-то добавлять к существующему массиву научных знаний.…

  • Все мы немного Сологубы...

    Давным-давно в каких-то мемуарах, посвященных Серебряному веку, я прочел любопытную сценку. Двое молодых поэтов решили открыть новый литературный…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 40 comments

  • И снова об истории

    Много раз уже об этом писал, но оно никак не желает устаревать. Сначала некоторые граждане говорят: "История - это не наука, ее переписывают все,…

  • О научной новизне, или there and back again

    Обязательный признак научной работы - она должна обладать научной новизной, то есть что-то добавлять к существующему массиву научных знаний.…

  • Все мы немного Сологубы...

    Давным-давно в каких-то мемуарах, посвященных Серебряному веку, я прочел любопытную сценку. Двое молодых поэтов решили открыть новый литературный…