navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Category:

Глазами собеседника, или немного о правилах и исключениях

В жизни очень важно уметь посмотреть на ситуацию глазами другого человека. Особенно если Вам необходимо понять мотивы его поступков и логику, на которой основаны его действия. Особенно если Вы ведете с этим человеком переговоры и что-то от него хотите.

Потому что одна и та же ситуация с разных позиций может объективно выглядеть совершенно по-разному. У двух вовлеченных в нее человек могут быть разные возможности, разные сопутствующие обстоятельства, и, что не менее важно - разные представления о существующих возможностях и ограничениях. То, что Вам кажется вполне реальным и даже простым, для другой стороны может быть совершенно исключено в силу факторов, которые Вы не замечаете. Не замечаете не потому, что кто-то их тщательно скрывает - а потому, что со своей колокольни Вы о них просто не задумываетесь. Стоит посмотреть на ситуацию с другой стороны, мысленно поставить себя на место другого человека, и ситуация сразу же может заиграть иными красками.

В течение учебного года ко мне регулярно подходят студенты, которые просят сделать для них исключение. Разрешить заново написать контрольную работу. Разрешить сделать доклад не на семинаре в течение семестра, а в индивидуальном порядке перед экзаменом. Разрешить поменять уже взятый билет на экзамене...

Я в такой ситуации всегда стараюсь объяснить простую вещь: ребята, это с Вашей точки зрения речь может идти об исключении. Потому что Вы видите ситуацию со своей стороны - есть Вы, и есть преподаватель. С моей стороны ситуация выглядит иначе: есть я, и есть сотня студентов. К которым я обязан применять одинаковые стандарты вне зависимости от личных симпатий. И я не имею права для одних делать исключения, а другим отказывать. И Вы сами, наверное, не хотели бы, чтобы я кому-то разрешал то, что не разрешаю Вам. Соответственно, я не могу делать исключения - я могу только вводить новые правила, одинаковые для всех.

После этого я прошу студента сформулировать это общее правило, и мы вместе обсуждаем, к каким последствиям приведет его воплощение на практике. В 90% случаев студент сам очень быстро понимает, что вреда в конечном счете будет намного больше, чем (призрачной) пользы. Поставив себя на место преподавателя, он сам начинает видеть происходящее по-другому. И я искренне надеюсь, что это помогает ему и в дальнейшем смотреть на возникающие ситуации с разных сторон.
Tags: критическое мышление
Subscribe

  • День победы - 1871

    Первые победы германской армии в августе 1870 года вызвали всплеск энтузиазма в немецких городах и селах. Праздничная иллюминация, колокольный звон,…

  • Падение на Родину, или долгий путь домой

    Война закончена, подписан мир. А что же дальше? По мановению волшебной палочки все возвращаются к обычной мирной жизни? Как бы не так! Для солдат и…

  • Как победить гидру?

    Стоит отрубить одну голову - на ее месте вырастают две. Именно так выглядела война с республиканскими армиями в глазах немецкого командования…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 94 comments

  • День победы - 1871

    Первые победы германской армии в августе 1870 года вызвали всплеск энтузиазма в немецких городах и селах. Праздничная иллюминация, колокольный звон,…

  • Падение на Родину, или долгий путь домой

    Война закончена, подписан мир. А что же дальше? По мановению волшебной палочки все возвращаются к обычной мирной жизни? Как бы не так! Для солдат и…

  • Как победить гидру?

    Стоит отрубить одну голову - на ее месте вырастают две. Именно так выглядела война с республиканскими армиями в глазах немецкого командования…