navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Category:

Учебники критического мышления и реальная жизнь

О недостатках существующих учебников критического мышления я уже писал. Сегодня мне хотелось бы продолжить этот разговор, затронув другой важный аспект проблемы.

Одна из главных проблем в этой сфере заключается в том, что студент способен освоить курс, но часто не применяет полученные навыки в реальной жизни. Грубо говоря, все выученное "отключается", стоит студенту выйти за стены аудитории.

Ключевая причина, на мой взгляд, настолько проста, что ее формулировка близка к тавтологии. Материал учебников не используется в реальной жизни, потому что в них не написано, как его в реальной жизни применять.

Поясню свою мысль. Учебники критического мышления требуют от нас тщательно анализировать информацию и принимать решения на основе изучения и оценки всех релевантных факторов. Это все очень хорошо и правильно, но при одном допущении - что у Вас имеются в наличии ресурсы для подобного рода работы. И в каждом конкретном случае этих ресурсов (в первую очередь времени) требуется достаточно много.

Очевидно, что в реальной жизни мы не в состоянии применять эти навыки во всех без исключения ситуациях. У нас просто не хватит времени для того, чтобы тщательно проверять 100% полученной информации. Хорошо это или плохо, но это факт. Что-то нам приходится использовать без достаточной проверки. Опять же, принимать решения часто приходится в относительно короткие сроки, и сделать это по всем правилам не всегда возможно (да и не всегда нужно).

Соответственно, студент, честно попытавшийся применить все полученные навыки в повседневных ситуациях, достаточно быстро "завязнет". И, скорее всего, перестанет применять большинство из них вовсе. Хорошо, если в "сухом остатке" окажутся какие-нибудь простые приемы, которые в целом немного улучшат качество его критического мышления.

Очевидно, что необходим свод правил, который позволил бы адаптировать теорию к реальной жизни. В первую очередь - разъяснял бы, как применяются принципы критического мышления в условиях ограниченных ресурсов (времени). Например, в каких вопросах можно положиться на авторитеты, а в каких надо обязательно разбираться самому.

И еще один важный момент. Некоторые навыки критического мышления вполне реально перевести в "автоматический режим", где они будут требовать гораздо меньше ресурсов. Так, опытному человеку не нужно внимательно вчитываться в текст, чтобы обнаружить там манипулятивные приемы; он их видит так, как если бы они были напечатаны красным шрифтом. Но для этого нужно тренироваться, тренироваться и еще раз тренироваться - точно так же, как нужно тысячи раз отработать приемы рукопашного боя, чтобы действительно ими овладеть. Прочесть и понять учебник недостаточно; недостаточно даже проделать все упражнения, которые в нем имеются. Необходима именно программа тренировок, рассчитанная на длительный срок и тесно связанная с содержанием учебника.
Tags: критическое мышление
Subscribe

  • Препод и ИИ

    Искусственный интеллект тяжелой поступью входит в нашу жизнь. В том числе и в образовательный процесс, что уже не новость. Если пару лет назад над…

  • Все дело в обертке

    В родительском чате - очередной поток жалоб на учительницу английского языка: дескать, много требует с бедных дитяток. А учительница очень хорошая,…

  • Синдром "обратного партизана"

    Есть у студентов - и не только у них, конечно, но я общаюсь в основном со студентами - одна особенность, которую я называю "синдромом обратного…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 16 comments

  • Препод и ИИ

    Искусственный интеллект тяжелой поступью входит в нашу жизнь. В том числе и в образовательный процесс, что уже не новость. Если пару лет назад над…

  • Все дело в обертке

    В родительском чате - очередной поток жалоб на учительницу английского языка: дескать, много требует с бедных дитяток. А учительница очень хорошая,…

  • Синдром "обратного партизана"

    Есть у студентов - и не только у них, конечно, но я общаюсь в основном со студентами - одна особенность, которую я называю "синдромом обратного…