navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Categories:

Военно-исторические споры, или к вопросу о терминологии

Сегодня я обнаружил в Интернете отклик на свою статью Опережая время: унификация вооружения Центральных держав в Первой мировой войне, написанный уважаемым borianm: Искореняя ересь: Брёвна в глазу.....

Критику со стороны автора вызвала, в частности, следующая моя фраза:

Сегодня унификация систем вооружения разных стран - привычное дело. Члены военных блоков принимают единые стандарты. Боевые самолеты и ракетные системы создаются в рамках многосторонних проектов. Однако еще сто лет тому назад ничего подобного не было: великие державы самостоятельно разрабатывали и производили практически все, в чем нуждались их армии. Малые государства тоже налаживали собственное производство - или покупали готовое у больших. Совместных разработок практически не было, не говоря уже о попытках принять единые стандарты для целого спектра систем вооружения двух стран. Эпоха таких стандартов наступит только во второй половине ХХ века.


Автор поста, не соглашаясь с моим тезисом, привел многочисленные примеры времен той же Первой мировой войны, когда страны Антанты принимали на вооружение образцы, разработанные союзниками. Более того, в мою сторону прозвучало обвинение в незнакомстве с австро-германским сотрудничеством в сфере военной авиации, где, по мнению borianm, унификация была налицо.

Я всегда стараюсь признавать и исправлять свои ошибки. Но в данном случае я, честно говоря, вижу свою ошибку только в том, что недостаточно четко определил значение термина "унификация". Именно поэтому я и пишу данный пост - в качестве наглядного и поучительного примера того, как важно давать терминам ясные и недвусмысленные определения.

Что я имел в виду, говоря о совместных проектах и единых стандартах? Ситуацию, когда все стадии процесса - начиная с разработки технического задания - осуществляются совместно. Возьмем для примера историю создания самолета "Торнадо". В 1967 году несколько стран НАТО заключили соглашение о разработке преемника F-104. Определили технические параметры проекта. После этого началось проектирование - уже на основе совместно выработанных требований.

Ситуация, когда одна страна берет уже готовые системы вооружения у другой - принципиально другая. Это, по сути, обычная торговля оружием, которая стара как мир. Именно так обстояли дела в области авиации - австрийцы и немцы покупали друг у друга самолеты, моторы, лицензии на производство. Но о том, чтобы определить некие совместные требования к боевым самолетам до начала разработки, речи не шло.

А ведь именно в этом заключалась соль "артиллерийского" проекта - совместно сформировать технические задания, на основе которых впоследствии будут совместно разрабатываться и приниматься на вооружение единые образцы. Причем не отдельные модели, а вся линейка артиллерии - от легких полевых орудий до самых крупных калибров. И провалился проект именно потому, что стороны не хотели брать готовые (или наполовину готовые) образцы союзника и ставить их на вооружение. То есть заниматься тем, что и делали во многих случаях страны Антанты. Вот в этом - важное, принципиальное отличие. Именно поэтому я и говорил, что австро-германские переговоры опередили время.
Tags: история
Subscribe

  • Об аккредитации вузов

    Каждый, кто сталкивался с государственной аккредитацией вузов, знает, насколько это сложная и ответственная процедура. Экспертам нужно предоставить…

  • Высшее образование и производственный брак

    Просто игра ума, ничего серьезного. Когда падает самолет, эксплуатацию всех самолетов подобного типа часто приостанавливают до выяснения причин.…

  • Немного о жертвах

    Это могло бы стать прекрасной первоапрельской шуткой. Но, к сожалению, это всерьез. "Финансовый университет выступает со следующей инициативой:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 37 comments

  • Об аккредитации вузов

    Каждый, кто сталкивался с государственной аккредитацией вузов, знает, насколько это сложная и ответственная процедура. Экспертам нужно предоставить…

  • Высшее образование и производственный брак

    Просто игра ума, ничего серьезного. Когда падает самолет, эксплуатацию всех самолетов подобного типа часто приостанавливают до выяснения причин.…

  • Немного о жертвах

    Это могло бы стать прекрасной первоапрельской шуткой. Но, к сожалению, это всерьез. "Финансовый университет выступает со следующей инициативой:…