Сложность, однако, заключается в том, что экспертов много, и они представляют разные точки зрения. Выбрать бывает нелегко. По каким же критериям производится этот выбор?
Сразу оговорюсь: я сейчас не беру случаи, когда перед журналистом изначально стоит задача обосновать конкретную точку зрения, и он целенаправленно выбирает экспертов, которые готовы ее поддержать. С такими "заказными" экспертными комментариями все и так предельно понятно, и об этом явлении я бы даже не стал упоминать, если бы не его распространенность. Сейчас, однако, я говорю о ситуации, когда у журналиста нет жестко заданной извне позиции и он вполне свободен в выборе экспертов и представляемых ими точек зрения. Чем же он будет руководствоваться?
- Мнением аудитории. Корреспондент газеты вряд ли будет брать интервью у эксперта, точка зрения которого не найдет отклика у читателей. Именно поэтому наибольшим спросом пользуются эксперты, которые представляют популярные в обществе взгляды.
- Наличием у эксперта громких титулов. Журналисту необходимо создать у аудитории впечатление, что она имеет дело с самым авторитетным из возможных источников.
- "Раскрученностью" эксперта. Опять же, журналисты стремятся брать интервью у тех, чье имя (и внешность) уже знакомы аудитории.
- Готовностью эксперта идти на контакт. Как это ни печально, но журналисту проще иметь в записной книжке десяток телефонов экспертов "по всем вопросам", чем сотню контактов узких специалистов, сознающих ограниченность своих возможностей. Именно поэтому наибольшим спросом пользуются люди, готовые комментировать все и всегда.
- Способностью эксперта красиво изложить свои мысли и его внешностью (если речь идет о телевидении).
Как видим, компетентность эксперта в этом списке не присутствует, тем более что журналисту бывает очень трудно ее оценить. Именно поэтому к "комментариям экспертов" в прессе нужно относиться с большой осторожностью.