navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Categories:

Чтение в метро, или "мои университеты"

Один мой хороший друг, закончив истфак на год позже меня и поступив в аспирантуру, устроился работать торговым представителем. Это были ранние двухтысячные, мы выживали как могли. Его работа была сопряжена с постоянными разъездами по городу в общественном транспорте. Метро он с тех пор называл "мои университеты" - за несколько лет такой работы он прочитал там огромное количество книг.

Я в свое время тоже не выходил из дома без книжки. Читал в вагоне, на трамвайной остановке, на эскалаторе метро... Потом купил машину, и результат не замедлил сказаться. Поскольку в юности я скрупулезно фиксировал каждую прочитанную книгу, динамику проследить легко. 2004 год - 178 книг. 2005 год (покупка первой машины) - уже 114. 2006 год - 74. Первая половина 2007 года - 32. Дальше записи обрываются...

Но я пишу это не для того, чтобы погрузиться в воспоминания. Некоторое время назад, начав снова чаще ездить на метро (и, соответственно, читать в пути), я задался вопросом - а имеется ли вообще смысл в таком чтении?

Дело в том, что я, как и большинство людей, не умею полностью отключаться от реальности. Идеальные условия для того, чтобы сосредоточиться - одиночество и тишина. Ни о том, ни о другом в общественном транспорте, понятно, не приходится и мечтать. В результате приходится порой по три раза перечитывать одну и ту же страницу, а смысл все равно ускользает. Либо - еще хуже - закрывать книгу, понимая, что содержание последних нескольких страниц прошло полностью мимо моего сознания. К этому добавляется необходимость довольно часто отрываться от чтения - посмотреть, где едет автобус, пересесть на другую линию метро...

Видимо, именно поэтому мне довольно часто и от разных людей приходилось слышать, что чтение в таких условиях не только бессмысленно, но и вредно: у тебя есть ощущение, что ты прочел нужную книгу, на деле же этого не произошло. То есть - закрываем книжку и смотрим в окно?

По итогам своих размышлений я пришел к выводу, что в общественном транспорте можно читать только литературу, относящуюся к определенным категориям:
- художественную;
- легкую научно-популярную и публицистику;
- книги, которые не являются приоритетными; то есть такие, которые я прочту либо в метро, либо никогда.

Серьезную, нужную литературу следует читать вдумчиво, в максимально комфортных условиях и (желательно) с карандашом в руке. А не в вагоне метро.
Tags: полезное
Subscribe

  • Бары и конфедераты

    Алгоритм Фейсбука перевел "Песню участников Барской конфедерации" как "Песня конфедератских баров". Впрочем, "барские конфедераты" тоже было бы…

  • "Сломался компьютер": правила перевода

    Как переводится на русский язык фраза: "Я не смог сделать то, о чем Вы просили, потому что у меня возникли проблемы с компьютером"? Перевод - то есть…

  • Бисмарк и Искра Божия

    Время от времени я просматриваю свой профиль в РИНЦе и ищу новые цитирования моих работ. Во-первых, как бы мы ни относились к формальным показателям,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 34 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Бары и конфедераты

    Алгоритм Фейсбука перевел "Песню участников Барской конфедерации" как "Песня конфедератских баров". Впрочем, "барские конфедераты" тоже было бы…

  • "Сломался компьютер": правила перевода

    Как переводится на русский язык фраза: "Я не смог сделать то, о чем Вы просили, потому что у меня возникли проблемы с компьютером"? Перевод - то есть…

  • Бисмарк и Искра Божия

    Время от времени я просматриваю свой профиль в РИНЦе и ищу новые цитирования моих работ. Во-первых, как бы мы ни относились к формальным показателям,…