navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Categories:

Чтение в метро, или "мои университеты"

Один мой хороший друг, закончив истфак на год позже меня и поступив в аспирантуру, устроился работать торговым представителем. Это были ранние двухтысячные, мы выживали как могли. Его работа была сопряжена с постоянными разъездами по городу в общественном транспорте. Метро он с тех пор называл "мои университеты" - за несколько лет такой работы он прочитал там огромное количество книг.

Я в свое время тоже не выходил из дома без книжки. Читал в вагоне, на трамвайной остановке, на эскалаторе метро... Потом купил машину, и результат не замедлил сказаться. Поскольку в юности я скрупулезно фиксировал каждую прочитанную книгу, динамику проследить легко. 2004 год - 178 книг. 2005 год (покупка первой машины) - уже 114. 2006 год - 74. Первая половина 2007 года - 32. Дальше записи обрываются...

Но я пишу это не для того, чтобы погрузиться в воспоминания. Некоторое время назад, начав снова чаще ездить на метро (и, соответственно, читать в пути), я задался вопросом - а имеется ли вообще смысл в таком чтении?

Дело в том, что я, как и большинство людей, не умею полностью отключаться от реальности. Идеальные условия для того, чтобы сосредоточиться - одиночество и тишина. Ни о том, ни о другом в общественном транспорте, понятно, не приходится и мечтать. В результате приходится порой по три раза перечитывать одну и ту же страницу, а смысл все равно ускользает. Либо - еще хуже - закрывать книгу, понимая, что содержание последних нескольких страниц прошло полностью мимо моего сознания. К этому добавляется необходимость довольно часто отрываться от чтения - посмотреть, где едет автобус, пересесть на другую линию метро...

Видимо, именно поэтому мне довольно часто и от разных людей приходилось слышать, что чтение в таких условиях не только бессмысленно, но и вредно: у тебя есть ощущение, что ты прочел нужную книгу, на деле же этого не произошло. То есть - закрываем книжку и смотрим в окно?

По итогам своих размышлений я пришел к выводу, что в общественном транспорте можно читать только литературу, относящуюся к определенным категориям:
- художественную;
- легкую научно-популярную и публицистику;
- книги, которые не являются приоритетными; то есть такие, которые я прочту либо в метро, либо никогда.

Серьезную, нужную литературу следует читать вдумчиво, в максимально комфортных условиях и (желательно) с карандашом в руке. А не в вагоне метро.
Tags: полезное
Subscribe

  • Профессор и стрельба

    В соцсетях активно обсуждают пермского профессора, который продолжил читать лекцию под звуки выстрелов. И я вот задумался: а что бы сделал я на его…

  • Пятнадцать за пятнадцать, или лучше меньше, да лучше

    Из любопытства сел и посчитал - получилось, что на нынешнем месте работы за пятнадцать лет я преподавал в общей сложности пятнадцать разных предметов…

  • Когда количество переходит в халтуру?

    Мои размышления о двадцати парах в неделю получили неожиданное (а точнее, вполне ожидаемое) продолжение. На днях стало известно количество…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 34 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Профессор и стрельба

    В соцсетях активно обсуждают пермского профессора, который продолжил читать лекцию под звуки выстрелов. И я вот задумался: а что бы сделал я на его…

  • Пятнадцать за пятнадцать, или лучше меньше, да лучше

    Из любопытства сел и посчитал - получилось, что на нынешнем месте работы за пятнадцать лет я преподавал в общей сложности пятнадцать разных предметов…

  • Когда количество переходит в халтуру?

    Мои размышления о двадцати парах в неделю получили неожиданное (а точнее, вполне ожидаемое) продолжение. На днях стало известно количество…