navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Categories:

Серийный научрук

Есть у нас пожилой и уважаемый (кем-то) профессор, который время от времени на ученом совете толкает речь о том, что у некоторых преподавателей (он скромно имеет в виду и себя) по 20 подопечных студентов. За это обязательно надо доплачивать!

Я искренне полагаю, что доплачивать за это не надо. Надо штрафовать и вычитать из зарплаты. И причина, на мой взгляд, проста – качественно руководить двумя десятками студентов одновременно невозможно.

То есть я верю, что есть отдельные героические личности, которые смысл своей жизни видят в том, чтобы осуществлять научное руководство, посвящают этому все свое время и за счет этого успевают качественно окормить два-три десятка страждущих. Верю, но сам никогда не видел. А видел нечто прямо противоположное.

У работы научного руководителя своя специфика – она носит ярко выраженный сезонный характер. Осенью обычный среднестатистический студент если и подходит к наставнику, то только для того, чтобы утвердить тему и получить самые общие рекомендации. Зимой ему не до того – он сессию сдает. Бурная деятельность по написанию курсовой или дипломной работы разворачивается в лучшем случае в феврале, обычно в марте. Остается два, максимум три месяца. Причем главная нагрузка на руководителя падает на последние месяц – полтора, когда в наличии уже есть фрагменты текста, которые можно рассматривать и обсуждать. Своего пика эта деятельность достигает в последние две недели перед сдачей работ, когда нужно не меньше двух раз вдумчиво вычитать полный текст и исправить то, что еще можно исправить за оставшиеся дни.

Замечу, что в таком ритме работают практически все студенты – и двоечники, и середнячки, и отличники, и гении. Отличается только качество текста, но не сроки его представления. Все всегда (или почти всегда) доделывается в спешке, в последнюю минуту. А поскольку срок сдачи работ для всех один, то на научного руководителя весь выводок питомцев со своими трудами обрушивается одновременно.

Вы можете себе представить, как в течение месяца – двух качественно проработать двадцать курсовых и дипломных работ? Причем поступающими от студентов текстами нужно заниматься сразу, без задержки, чтобы как можно скорее отправить автору замечания и оставить больше времени на их исправление. Даже если бросить все остальное и заниматься только этим, справиться все равно будет трудно.

А ведь у преподавателя еще есть учебная нагрузка, его никто не освобождает от лекций, семинаров и подготовки к ним. А если еще и командировки? Ведь майские праздники словно созданы для них – куча выходных, которые дают шанс уехать на пару недель в зарубежный архив и при этом пропустить минимум занятий. Я уже молчу о ситуации, когда у преподавателя есть какие-то дополнительные, например административные, функции или вторая работа.

Каков результат на практике? На практике ко мне каждый год весной подходит несколько студентов, которые задают мне, как специалисту по Германии, вопросы по своим выпускным работам. Уже по этим вопросам мне становится ясно, насколько мимолетными и воздушными были их свидания с научным руководителем. Поскольку граждане ко мне подходят в основном неглупые и старательные, я понимаю, что вряд ли эта мимолетность целиком на совести студентов…

Я отвечаю на вопросы, помогаю литературой, и тогда некоторые набираются храбрости и спрашивают: «Можно я Вам пришлю черновик своей работы? Вам не слишком трудно будет ее посмотреть?» Мне нетрудно. И вскоре я получаю работу, по которой видно, что студент-то сам по себе хороший, но за четыре года его никто не удосужился научить простейшим вещам – например, как формулировать цель исследования или какую роль в работе играет заключение.

Одна студентка мне потом прямо заявила – Вы первый, кто за четыре года прочел написанное мной. А кто Ваш научный руководитель? А, понятно, из тех, с двадцатью подопечными.

А потом наступает пора защит, и мне на рецензию несут работы. Встречает меня в коридоре коллега, крупный специалист, завтра уезжает в очередную командировку:

- У меня тут девочка работу пишет, по Вашей теме… Выступите рецензентом? Я, правда, ее работу… ха-ха!.. сам не читал. Некогда было. Но девочка хорошая…

Хочется сказать – иди убейся об стену с разбегу. Какого черта ты взял на себя научное руководство, если не справляешься? А потом я пишу рецензию, отчетливо понимая, что львиную долю замечаний, которые я делаю «хорошей девочке» - на совести научного руководителя.

Зачем преподаватели берут себе больше студентов, чем могут, говоря модным словом, освоить? Потому что многие считают, что количество подопечных - это отражение твоего профессионализма. Дескать, рыба ищет, где глубже, а студент – где лучше руководитель. Как разруливать проблему потом, многие не задумываются. Более того, и проблемы-то никакой не видят. А что? Разгильдяем нет смысла заниматься, он же разгильдяй, все равно сдаст все в последний момент. А умного учить – только портить. И роль научного руководителя сводится к тому, чтобы писать отзывы под копирку и на защитах с пеной у рта отстаивать хорошие оценки для своих подопечных. Оценки, к которым он сам не имеет ни малейшего отношения.
Tags: преподавание
Subscribe

  • Зачем нужны исторические журналы?

    Как я уже не раз писал, вершиной научного творчества историка является монография. Фундаментальная, которая вносит большой вклад в изучение…

  • О приличных людях и неприличных журналах

    Как известно каждому, кто в нашей стране имеет отношение к сфере высшего образования и науки, есть журналы "приличные" и "неприличные". "Неприличные"…

  • Историк, блог и плагиат

    Многие мои читатели могут подумать, что я пишу по горячим следам нашумевшей истории с одним романом. Нет, ничего подобного. Этот роман меня…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments