navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Categories:

Курсовая работа: этапы

Итак, начался учебный год. Проблема курсовых и дипломных работ вновь становится актуальной. Да-да, уже сейчас, а не за три недели до сдачи.

В связи с этим рассмотрим несколько вопросов, связанных с увлекательным процессом написания курсовой или выпускной работы. Начнем с самого важного: что, собственно, включает в себя этот процесс?

В данном случае речь идет о ситуации, когда написание курсовой работы начинается "с нуля" и студент слабо знаком с тематикой. Если продолжается исследование, начатое еще в предшествующие годы, первые два этапа отпадают.

1. Определение приблизительной тематики будущей курсовой. Например, "я хочу заниматься внешней политикой современной Германии" или "я хочу изучать конфликт в Нагорном Карабахе". Тематика должна быть Вам интересна. На неинтересную для Вас лично тему Вы ничего хорошего не напишете.

2. Знакомство с контекстом - чтение нескольких общих работ, посвященных избранной тематике. Это необходимо, чтобы составить общее представление о "поле" будущего исследования и выбрать конкретную проблему.

3. Формулировка цели и задач. Ключевой этап! Обычно говорят о том, что надо "выбрать тему курсовой". Здесь может легко возникнуть терминологическая путаница, потому что под "темой" сплошь и рядом понимают название. На самом деле, главное - это не название, а цель (исследовательский вопрос). Именно она задает направление дальнейшей работы. Название в данном случае глубоко вторично. Подробнее о цели - здесь.

4. Составление первичного списка источников и литературы.

5. Работа с источниками и литературой. Активное чтение материалов, одновременное расширение списка источников и литературы и формулировка предварительных тезисов.

6. Составление основных тезисов исследования. Очень важный момент! Ключевые тезисы и выводы, к которым Вы пришли, должны быть изложены в свободной форме на двух-трех страницах. Это позволяет систематизировать собранную информацию, сформулировать ключевые мысли, посмотреть, насколько достигнута цель исследования, чего не хватает, какие есть пробелы.

7. Заполнение "пробелов" (за счет привлечения дополнительных материалов) и проверка сформулированных тезисов.

8. Составление плана текста курсовой работы. Еще раз: план текста составляется только на данном этапе, поскольку речь идет о систематизации материала. Пока у Вас нет структурированного материала - Вам нечего систематизировать. Писать план в самом начале, когда у Вас еще толком нет представления даже об объекте Вашего исследования, бессмысленно и вредно.

9. Написание чернового варианта текста курсовой работы. На данном этапе нужно следить, в первую очередь, за содержательной стороной - полнотой, связностью, логичностью работы.

10. Оформление текста. Теперь происходит доводка "формы" - стилистическое редактирование, оформление сносок и так далее.

В дальнейшем я напишу подробно о тех этапах, которые не затрагивал в прежних записях.
Tags: преподавание
Subscribe

  • Синдром "обратного партизана"

    Есть у студентов - и не только у них, конечно, но я общаюсь в основном со студентами - одна особенность, которую я называю "синдромом обратного…

  • История в школе: мечты о светлом будущем

    Я периодически начинаю думать о тем, что и как нужно делать в светлом будущем, которое непременно наступит. Да, это такая форма эскапизма, я знаю. И…

  • Преподавание: пандемийный опыт

    В прошлой записи я не стал подробно писать о том, как Радаев в своей книге трактует опыт преподавания в условиях пандемии. В основном потому, что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 22 comments

  • Синдром "обратного партизана"

    Есть у студентов - и не только у них, конечно, но я общаюсь в основном со студентами - одна особенность, которую я называю "синдромом обратного…

  • История в школе: мечты о светлом будущем

    Я периодически начинаю думать о тем, что и как нужно делать в светлом будущем, которое непременно наступит. Да, это такая форма эскапизма, я знаю. И…

  • Преподавание: пандемийный опыт

    В прошлой записи я не стал подробно писать о том, как Радаев в своей книге трактует опыт преподавания в условиях пандемии. В основном потому, что…