navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Category:

Выбор темы курсовой: пять главных ошибок

При выборе темы курсовой работы студенты гуманитарных специальностей часто допускают ряд типичных ошибок. По идее, их должен сразу же исправлять научный руководитель, но в реальной жизни этого часто не происходит.

Что это за ошибки?

1. Тема не содержит в себе никакой исследовательской проблемы, в связи с чем работа будет носить чисто описательный характер. Например, "Германо-шведские отношения на современном этапе". Ну, есть такие отношения. Можно даже наскрести коллекцию относящихся к ним фактов. Исследовательский вопрос-то в чем?
Здесь надо, опять же, вернуться к разнице между названием работы (которое часто и называют "темой") и ее целью. Ключевую роль играет как раз цель исследования, то есть конкретный вопрос, на который Вы в своей работе ищете ответ. Именно его и надо формулировать в первую очередь.

2. Слишком широкая тема. То, что на преподавательском жаргоне называется "от Адама до Потсдама". Работа над такой темой не имеет никакого смысла, поскольку студент оказывается не в состоянии даже прочесть основную литературу, не говоря уже о том, чтобы качественно раскрыть содержание на тридцати страницах. К примеру, "Международные отношения в Европе XVIII века".

3. Слишком хорошо изученная тема. Если на тему курсовой написаны уже сотни работ с тем же самым исследовательским вопросом, студенту ничего не остается, кроме как переписывать их своими словами. Кроме того, как и в предыдущем случае, он просто тонет в море материала и оказывается не в состоянии качественно его обработать. К примеру, я был свидетелем защиты курсовой работы под названием "Приход Гитлера к власти". Та же самая ситуация складывается, если тема курсовой полностью совпадает с темой недавно опубликованной капитальной монографии, которую студент, опять же, вынужден будет переписывать.

4. Тема, для работы над которой отсутствуют необходимые ресурсы. Такая ситуация может сложиться, если студент:
- не знает языка, на котором написаны основные тексты по теме;
- не имеет физического доступа к ключевым материалам (например, к единственному существующему сборнику опубликованных документов);
- не имеет необходимой теоретической / методологической базы, которую невозможно приобрести в короткие сроки.

5. Неинтересная студенту тема. Если Вы пишете о том, что Вам глубоко неинтересно, это помогает вырабатывать дисциплину, учит преодолевать трудности и работать в условиях недостаточной мотивации. Это все хорошо, но не в этом заключается Ваша главная задача. Действительно отличную работу можно написать только на ту тему, которая Вам интересна.
Tags: преподавание
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 55 comments