navlasov (navlasov) wrote,
navlasov
navlasov

Category:

Работа с книгой: инструкция для студента. Часть 2.

Итак, Вы "познакомились" с книгой и поняли, что в рамках Вашего исследования она будет полезна. Начинается второй этап - "погружение". На данном этапе Ваша основная задача - извлечь из книги всю полезную Вам информацию.

Как должна выглядеть работа на втором этапе? Есть несколько вариантов, но сейчас я скажу о том, как она НЕ должна выглядеть. Фельдмаршал Мольтке много лет назад писал своему племяннику: "Кто читает лежа на диване, тратит время зря. Лишь с пером в руке чтение приносит пользу". Категорически не рекомендуется читать необходимую Вам серьезную книгу в троллейбусе по дороге в университет либо в кровати перед сном. Это не роман и не публицистика. Работа с серьезной книгой - это работа "с пером в руке". Она может быть организована следующим образом:

- Конспект. Используется в том случае, если Вы понимаете, что Вам нужна и важна вся книга целиком. Например, речь идет о важном концептуальном труде в рамках той теории, на которой основано все Ваше исследование.

- Выписки. Наиболее распространенный формат работы - Вы фиксируете только то, что необходимо Вам для работы над Вашим исследованием. Сложность здесь в том, что на предварительном этапе бывает сложно оценить, что именно Вам понадобится. Если речь идет об электронной книге или Вашем личном экземпляре, выписки могут быть заменены подчеркиваниями и закладками (система выписок - тема для отдельного разговора).

- Редактирование текста Вашей работы при чтении книги. Используется на поздних стадиях работы, когда у Вас есть черновой вариант рукописи и Вы поняли, что Вам не хватает информации по какому-то аспекту проблемы.

В процессе работы надо соблюдать несколько правил:

1. Даже если Вам нужен только фрагмент книги (например, с Вашей темой связана конкретная глава), пробегите остальные страницы глазами хотя бы по диагонали. Во-первых, там часто можно найти интересную информацию. Во-вторых, Вы лучше поймете авторскую концепцию.

2. Следуйте за сносками. Смотрите, на какие источники и литературу ссылается автор. Во-первых, эти тексты могут пригодиться и Вам. Во-вторых, зная базу исследования, Вы лучше сможете оценить его.

3. Делая любую выписку, обязательно отмечайте, с какой страницы книги взята информация. Это позволит потом при необходимости легко и быстро найти в тексте нужный фрагмент.
Tags: преподавание
Subscribe

  • Не зарекаться

    С возрастом обычно становишься если не мудрее, то опытнее. А с опытом - и его осмыслением - меняется отношение ко многим вещам. Вырабатываются новые…

  • Горлицкий принцип

    Тысяча и один лайфхак. Идеальная фигура всего за десять минут в день. Революционная методика изучения иностранного языка. Легкий способ бросить…

  • Про умных и глупых

    Комментарии к моей прошлой записи вновь обнажили одну старую, как мир, проблему. Мы привыкли мыслить бинарными оппозициями, "рубильниками". Нам так…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 25 comments

  • Не зарекаться

    С возрастом обычно становишься если не мудрее, то опытнее. А с опытом - и его осмыслением - меняется отношение ко многим вещам. Вырабатываются новые…

  • Горлицкий принцип

    Тысяча и один лайфхак. Идеальная фигура всего за десять минут в день. Революционная методика изучения иностранного языка. Легкий способ бросить…

  • Про умных и глупых

    Комментарии к моей прошлой записи вновь обнажили одну старую, как мир, проблему. Мы привыкли мыслить бинарными оппозициями, "рубильниками". Нам так…