Не знаю, кто и когда придумал слово "лонгрид". Но в последние год-два я встречаю его все чаще. Любой более или менее длинный текст автор снабжает предупреждением о том, что это - "лонгрид". Причем делает это, словно извиняясь, что понаписал слишком много и отнимает у читателя драгоценное время. Дескать, не ругайте меня, что статья длинная, я вас честно предупредил.
Примерно полгода назад я заметил под заголовком статьи на одном из раскрученных сайтов надпись: "Время прочтения - около 50 секунд". Посмеялся. Как выяснилось, зря. Теперь подобные предупреждения встречаются все чаще и чаще. Просто эпидемия какая-то. Редакторы словно заверяют читателей, что те не потратят слишком много драгоценного времени.
Последнее, что мне встретилось совсем недавно - "рецензии на кинофильмы длиной всего 140 слов". Я не стал смотреть, что там за рецензии. Краткость, конечно, сестра таланта, но когда она не становится самоцелью.
В чем проблема? В том, что читатели - занятые люди, у которых каждая секунда на счету? В том, что им необходимо за короткое время получить большой объем разноплановой информации? Нет, основная причина, на мой взгляд, совершенно другая. Имя ей - клиповое мышление. Люди просто теряют способность читать и понимать более или менее длинные и сложные тексты.
Сотни лет назад грамотность была уделом немногих, основная масса населения не обладала этим навыком. Сегодня, похоже, складывается примерно такая же ситуация - если под грамотностью понимать способность воспринимать длинные тексты и сложные мысли.